Психология женских сказок о взрослении, замужестве и любви.
Автор: Наталья Лучина
Нужны ли сказки взрослым? На первый взгляд кажется, что в жизни взрослой женщины нет места сказкам. Тем не менее, сказочные сюжеты продолжают нас окружать – в фильмах и телесериалах, в снах, фантазиях взрослых людей. Что так увлекает взрослых в «сказочных», и, как мы сами говорим, нереальных историях, неужели только желание отвлечься от надоевшей реальности, расслабиться? В психологии сказки относят к проявлениям глубинного коллективного бессознательного психики. (Основа, фундамент психики, общий для всех людей). В бессознательном существует, конечно, не конкретная сказка с подробностями, а определенный сюжет, образ, символ (архетипический сюжет или архетип), который появляется как в народных сказках, так и в современном искусстве, в гениальных произведениях и «мыльных» телесериалах, в фантазиях и снах отдельного человека. Именно в этом архетипическом сюжете заключен важный для каждого человека смысл, он несет в себе сразу и вопрос, и ответ, проблему и ее решение. Поскольку мы говорим о женских сказках, получается, что каждая женщина в них может найти для себя решение важных жизненных вопросов и задач. Каких именно?
В жизни любой женщины наступает время перемен – окончание школы, первый сексуальный опыт, замужество, рождение ребенка, старость… Во многих сказках зашифровано описание таких критических периодов и способы перехода женщины из одного статуса в следующий. Условно таких переходов можно выделить три:
1.переход девочки в девушку (отделение от родителей, опыт столкновения со взрослым миром, получение первого сексуального опыта, замужество)
2.переход девушки в женщину (наиболее продуктивная фаза жизни – рождение ребенка, развитие умения любить и творить)
3.переход к старости (способность уступить место более молодым, обретение мудрости)
Сказочные сюжеты, раскрывающие алгоритм взросления, перехода девочки во взрослую девушку, наиболее распространены, потому что этот порог должна переступить каждая девочка.
Мачеха и падчерица. Пожалуй, нет ни одной женщины, которая не знала бы сказок использующих этот сюжет. Это и «Двенадцать месяцев» «Крошечка- Хаврошечка» «Морозко» «Золушка», «Василиса Прекрасная». Ключевым моментом этих сказок является конфликт поколений: у девочки вместо матери - злая мачеха, которая пытается сжить ее со свету разными невыполнимыми заданиями вплоть до физической смерти. Мачеха в этих сказках символизирует ту часть матери девочки, которая видит в ней соперницу, которая не хочет уйти «со сцены», благословить ее расцветшую женскую силу. Конечно, девочка не может занять место матери-мачехи в своей родной семье, поэтому ей неизбежно нужно уйти из родительской семьи, чтобы обрести свою. Важным элементом в этих сказках является трудолюбие героини, задания, которые требуют от нее умелости, тщательности и т.д., а также волшебные помощники, облегчающие эти задания, выручающие ее из сложной ситуации. То, что в этих сказках героиня часто находится на грани смерти, напоминает обряды инициации в первобытных культурах, где обязательным этапом перехода в статус взрослого была символическая смерть девочки или мальчика, проходившего обряд. Обрести новый статус, перейти к новому можно только бесстрашно умерев для старого, распрощавшись окончательно с безопасным окружением и безответственностью ребенка.
Красавица и хищник. Еще один путь приобретения опыта взросления представляют нам сказки «Красная шапочка» (красный цвет однозначно интерпретируется всеми как наступление первой менструации, физиологическое взросление), «Синяя борода», «Маша и медведь». Здесь нет злой мачехи, не нужно выполнять невыполнимые задания, любопытство толкает героиню к взрослой жизни, разбивая при этом ее наивность и беспечность. Столкнувшись с мужчиной-хищником, женщина учится хитрости, которая одна может противостоять силе, и приобретает вместо наивности – наитие, чутье, способность интуитивно избегать опасных для себя отношений.
Ожидающая пробуждения и спасения. В сказках «Спящая красавица», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Белоснежка и семь гномов» часто сон ошибочно интерпретируется как пассивность, бездеятельность девушки в томительном ожидании своего жениха, когда она только и мечтает о том, что появится мужчина, который полностью изменит всю ее жизнь. Однако сон в данном сюжете означает не просто внешнюю пассивность – это духовная работа над собой, это способность сохранять чистоту и веру. Второй аспект этого сюжета – для того, чтобы мужчина мог проявить свою силу, женщина должна уметь проявлять внешнюю пассивность.
Разборчивая невеста. Во многих сказках о женщинах присутствует сюжет, когда невеста «перебирает» женихами, испытывает их, дает им разные задания и т.д. Если женщина боится потерять своего возлюбленного, она может закрывать глаза на его недостатки.. Но потом в браке сюжет разборчивой невесты «догоняет» ее, и она предъявляет невыполнимые требования мужчине, а в результате - разочаровывается в избраннике… Этот сюжет важен также для «профилактики» ловушки потери. Выбирая жениха, девушка должна обязательно сначала его испытать. Влюбленной девушке бывает сложно в это поверить, но если мужчина действительно является тем самым единственным, то он обязательно пройдет испытание. Есть и другая опасность - заиграться, увлечься самим процессом выбора. Умение распознать любовь в своем сердце помогает избежать этой ловушки. В сказке невеста часто подсказывает жениху единственно правильное решение, но не выполняет его за него!
Сюжеты перехода девушки в женщину, в максимально продуктивную фазу жизни повествуют об обретении умения отличать истинную любовь от разрушительной жертвенности, поддерживать любовь в своем сердце («Аленький цветочек», «Снежная Королева», «Камень терпения»); а также о способности охранять свою жизнь, свой мир, свою целостность и независимость от интриг и оценок женщин-завистниц. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Сказка о царе Салтане»). А вот сказок, в которых главной героиней была бы пожилая женщина, практически нет, поскольку как в жизни, так и в сказке старость - это время уступить место молодому поколению. Сопротивление этой необходимости рождает отрицательных героинь - злых мачех. Однако во всех сказках присутствует образ женщины – волшебницы, отшельницы, ведьмы, доброй крестной. Это женщина, которая прошла следующий этап развития, приобрела мудрость и необыкновенные возможности.
© Junona.org Все права защищены. Перепечатка статьи допускается только с разрешения администрации сайта и указанием автора и активной ссылки на наш сайт http://junona.org